Учебно-научная среда "Электрофизика"

Учеба на расстоянии


лаба

Если в лабораторном практикуме по микропроцессорам объект можно исследовать на экспериментальных стендах или и с помощью математических моделей, то в лабораториях вакуумной техники и мощной импульсной техники (МИТ) полномасштабные натурные эксперименты в рамках учебных лабораторий и в отведенное аудиторное время выполнить в полном объеме невозможно в силу технологических, временных причин, а также по условиям техники безопасности. В связи с этим наряду с экспериментальными работами в лабораториях, связанными с изучением отдельных элементов изучаемых устройств, на кафедре разработаны программы-имитаторы. Студент за экраном монитора проводит «откачку», «прогрев», «исследование спектра остаточных газов» и т.п. в вакуумных системах или проектирует, собирает и анализирует отдельные элементы МИТ и установки мощностью в миллионы вольт. Эту работу студент может выполнить как в учебной лаборатории, так и дистанционно. У студента имеется возможность создания собственных архивов, прохождения тестирования при допуске к выполнению работы, получения индивидуальных заданий, изучения методического и теоретического материала по изучаемой теме.

Средства удаленного доступа к учебным информационным ресурсам кафедры и раньше применялись в учебном процессе, но с ограниченными возможностями, однако регламентированные аудиторные занятия, особенно практические работы, привязанные к конкретным лабораториям, иногда ведут к накоплению задолженностей и «напряженности» во время зачетной сессии. Это связано как с разной скоростью выполнения заданий в силу разной подготовки студентов, так и с пропусками занятий по вполне объективным причинам (особенно у студентов вечернего отделения). Появление инструментальной среды дистанционного обучения стало удачным дополнением к традиционным видам занятий, не исключающим непосредственного общения с преподавателем при сдаче работ.

лаба

Опытная эксплуатация информационно-вычислительного центра в режиме аудиторных занятий по курсам «Информатика» и «САПР ЭФУ» оказалась вполне успешной и предполагает дальнейшее развитие на все кафедральные учебные циклы. Включение в кафедральную сеть межсетевого экрана и ориентация на среду ОС GNU/Linux повысили защищенность информационных ресурсов как от внешних, так и от несанкционированных внутренних взаимодействий. В структуру Национального исследовательского ядерного университета МИФИ входит ряд других университетов страны, что делает предложенную методику дистанционного обучения весьма актуальной.

Проводить какие-либо количественные оценки эффективности системы пока рано, однако, например, объем лабораторных работ по электрофизическому практикуму был выполнен студенческой группой за более короткий срок и с лучшими показателями усвоения материала, что позволит в дальнейшем увеличить объем либо глубину проработки изучаемого курса.