ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ: "КОМАНДНАЯ ОБОЛОЧКА UNIX"
СТРУКТУРА ПРАКТИКУМА
ЗАДАНИЯ ПРАКТИКУМА
ЗАДАНИЕ №1
ЗАДАНИЕ №2
ЗАДАНИЕ №3
ЗАДАНИЕ №4
ЗАДАНИЕ №5
ВВЕДЕНИЕ
НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Host Name рабочего сервера
Приглашение командной строки
Редактирование командной строки
Стандартные обозначения
Используемые команды
1. СЕАНС РАБОТЫ В UNIX-СИСТЕМЕ
1. Терминал и командная строка
2. Логины, пароли и доступ к серверу
3. Вход в систему/завершение работы
2.ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА UNIX
1. Файлы и каталоги. Абсолютный (полный) путь
2. Домашний и текущий каталог. Относительный путь
3. Просмотр структуры каталогов и файлов
4. Создание и удаление каталогов и файлов
5. Пример построения дерева каталогов
6. Копирование и перемещение файлов
3.ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ НЕ ТОЛЬКО СИСАДМИН
1. Учетные записи и пользователи
2. Задачи и процессы в системе
3. Права доступа к файлам и каталогам
4. Ввод/вывод и конвейеры
5. Поиск и обработка текстовых данных
4.ФАЙЛОВЫЙ МЕНЕДЖЕР MIDNIGHT COMMANDER
1. Внешний вид, начало и завершение работы
2. Работа с каталогами и файлами
1.3. Вход в систему/завершение работы
При успешном запуске PuTTY появляется окно сессии операционной системы GNU/Linux – одной из наиболее распространенных UNIX-систем (рис. 1.4).
Всюду далее, в примерах фигурирует гипотетический студент с логином и домашним каталогом v100-1. Выполняя эти примеры, необходимо заменять v100-1 на свой личный домашний каталог.
Работа с системой начинается с авторизации:
- В поле «Login as» вводится личный логин.
- В поле «Password» вводится личный пароль. Пароль, при вводе, не отображается ни какими символами.
- При правильном вводе логина и пароля появится приглашение командной строки командного интерпретатора bash.
Рис. 1.4. Вход в систему на сервере beta.mephi.ru
В операционных системах клона UNIX написанное в верхнем и нижнем регистре (маленькими и большими буквами) – это не одно и то же. Например, v1 это не V1 и т.д.
Ввод логина, пароля, а также любой команды командного интерпретатора bash подтверждается клавишей «Enter».
Новичок, работающий с сессией UNIX в режиме удаленного терминала, когда у него «что-нибудь не получается», часто хочет кликнуть по «кнопке с крестиком» в правом верхнем углу окна. Поэтому первым делом при входе в UNIX важно усвоить две вещи:
- На первом этапе изучения UNIX-систем, желательно просто забыть о существовании «кнопки с крестиком» в правом верхнем углу окна UNIX-сессии (рис. 1.5).
- Важно запомнить, что выход из UNIX-сессии осуществляется командой logout или, что то же самое – «Ctrl+D» (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Выход из сессии UNIX
Для того чтобы понять важность завершения работы командой logout (или «Ctrl+D»), а не «кнопкой с крестиком», кратко рассмотрим понятие процесс. Когда пользователь входит в систему и начинает взаимодействовать с командной оболочкой, то ОС порождает процесс сеанса работы пользователя.
Щелкая мышкой по «кнопке с крестиком» пользователь закрывает окно сессии UNIX, но все процессы этой сессии продолжают существовать, превращаясь в брошенные пользователями программы-призраки. Незавершенные процессы не выполняют никакой полезной работы, но продолжают потреблять ресурсы вычислительной системы, снижая ее производительность. Более подробно процессы рассматриваются в разделе 3.
Процесс – это динамический программный объект. Ему присваиваются атрибуты, связанные с личным разделом пользователя: ресурсы аппаратуры (например, место на диске, квота оперативной памяти), привилегия (например, возможность доступа к файлам и т.п.). Когда пользователь вводит команды или запускает программы, операционная система порождает для них дополнительные процессы.
Коррекция контента